Железная дорога Постановлением ЦИК СССР от 28 июня 1936г. у нас в стране ежегодно в первое воскресенье августа отмечается профессиональный праздник железнодорожников. Но впервые этот праздник был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения (25 июня) императора Николая I, при котором началось строительство железных дорог в стране. В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером организовывался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Первая в России железнодорожная линия для общественного пользования была построена в 1836-1838 гг. и соединила Царское Село (ныне г.Пушкин) с Петербургом. Трасса дороги прокладывалась среди глухого леса и пересекала множество торфяных болот. Все работы выполнялись ручным способом при помощи деревянных лопат с железными насадками, тачек с катальными досками, да грабарками с конной тягой для перевозки грунта на далекое расстояние. В 1861 году на строительстве железной дороги работало свыше 17 тысяч человек. Первый участок однопутной железной дороги от Москвы до Владимира был открыт для движения через три года после начала работ - 14 июня 1861 года, а второй участок от Владимира до Нижнего Новгорода вступил в эксплуатацию 2 августа 1862 года. Этот день считается датой основания Московско-Нижегородской железной дороги. При открытии движения по железной дороге были такие подмосковные станции: Москва-Нижегородская (была расположена за Абельмановской заставой) ныне станция Серп и Молот, Кусково, Обираловка, Васильево (потом переименовано в Кудиново, ныне Электроугли), Степаново (потом Богородск, а когда построили в 1886г. Богородскую ветку - снова Степаново, а уже потом стало Фрязево). Кроме этих станций между Кусково и Обираловкой, в 8 верстах от Кусково и в 5 верстах от Обираловки, для живущего в своем поместье князя Салтыкова сделан остановочный пункт, получивший название Салтыковская. В 1877 году от Москвы до Коврова железная дорога стала двухпутной. Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола. Служащие пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом. Назывался он звучно: "Колокола на станциях". "Первый звонок служит для обозначения: на оконечных станциях дозволение садиться в поезд всем пассажирам, а на промежуточных - времени прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол. Второй звонок служит для объявления пассажирам требования садиться на свои места. Второй звонок выражается звоном и затем двумя ударами в колокол. Третий звонок объявляет отправление поезда и выражается звоном и тремя ударами в колокол. Звоном того же колокола, но без счета ударов, возвещается служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола могут быть употребляемы для набата". Звучали станционные колокола не один десяток лет. И звон их окончательно затих только летом 1914г. Непременным атрибутом дорожных сторожей или стрелочников был сигнальный рожок. Днем они должны были иметь при себе флаги (красный и зеленый), а ночью и в туманную погоду "зажженный фонарь" и всегда без исключения сигнальный рожок. Стоимость проезда была различной в зависимости от класса вагона и протяженности пути. Так, проезд от станции Москва до станции Обираловка (ныне г.Железнодорожный) в 23 км стоил 25 копеек из расчета 20 верст расстояния. За 1866 год со станции Обираловка уехало 9207 пассажиров, то есть по 25 человек в день. Только на 24-м году работы станции число пассажиров удвоилось, достигнув 18 295 человек. К 1877 году вокруг железнодорожной станции возникает поселок с тем же названием. Строительство Московско-Нижегородской железной дороги и отмена в России крепостного права определили экономическое развитие края. Важное значение для всех населенных пунктов (слагаемых будущего города) имела электрификация участка Горьковской железной дороги до станции Обираловка. В 1932 году было создано локомотивное депо, а 8 марта 1933 года первый электропоезд прошел из Обираловки в Москву.
|