Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле (Портовая наб., 2) -один из лучших древнерусских памятников, созданных ярославской школой зодчества. Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде. Комплекс высится на берегу Волги и хорошо обозрим с дальних мест. Воздвигнутый в 1649-54 годах напротив стрелки Волги и Которосли, храм Иоанна Златоуста - самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

             Отказавшись от использования нефункционального подклета, строители компенсировали эту потерю огромными размерами нарядных барабанов и яблоковидных чешуйчатых глав, которые по высоте равны основному зданию.

             Вполне в духе никоновских преобразований, когда были востребованы храмы традиционного соборного типа, зодчие наделили постройку строгой симметрией по оси восток-запад. Устремленность храма ввысь подчеркивают фланкирующие четверик шатровые приделы, которым вторят далеко вынесенные и очень высокие островерхие крыльца на столбах. В дальнейшем именно Златоустинский храм, а не остро ассиметричные постройки вроде церкви Ильи Пророка, был воспринят ярославскими зодчими в качестве канона.

                 К 1680-м годам относится изысканное декоративное убранство фасадов церкви. Особенно примечательны богатые, многоцветные наличники, у каждого из которых - особый рисунок. В 1732-33 годах бригада Алексея Соплякова расписала храм фресками, тогда же был поставлен и существующий барочный иконостас.

             Уникальная композиция Златоустинского храма в известной степени затруднила задачу строителей зимней церкви Владимирской Богоматери, которая была возведена в 1669 году. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма. В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.

             Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е годы на равном расстоянии от обоих зданий.

             За свою высоту и стройность она прозвана "ярославской свечой". Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе. Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко. Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.

             Церковь Иоанна Златоуста выстроена в этом ансамбле первой, по заказу богатых посадских людей Ивана и Фёдора Неждановских. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и домообразными высокими крыльцами. Наиболее примечательно его наружное декоративное убранство. Мастерски исполненная фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров. Обилие кирпичного узорочья (наличники окон, арки, архивольты, строенные полуколонки и кокошники) во второй половине XVII века было дополнено поливной керамикой, которая достигает предельной насыщенности в обрамлении окна центральной апсиды. Здесь живописный ковёр разросся на 8 м в высоту и 5 м в ширину! Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах.